Обсуждали в комментариях гибсоновские "Страсти Христовы" и то, как ему повезло найти такого средневеково-упертого человека, как Кавизел, и я полезла освежить в памяти историю мистерий. Ну да, ну да, а то как же:
"... Мистическая по своему содержанию и условная по форме, мистерия обладала большим количеством грубо натуралистических деталей. На сцену выносили раскаленные щипцы и выжигали на теле грешников клейма. Убийства сопровождались потоками крови: бычьи пузыри с красной жидкостью прятались под. рубаху, удар ножа протыкал пузырь, и человек обливался "кровью". Ремарка указывала: "Два солдата с силой ставят на колени и совершают подмену", то есть ловко подменяют человека куклой, чтобы тут же обезглавить ее. Пытки и казни во всех своих подробностях были похожи на реальные пытки и казни.
Когда праведников клали на горячие жаровни, бросали в яму с дикими зверями, кололи ножами или распинали на кресте, это потрясало больше, чем любая проповедь. И чем более жестокой была сцена, тем сильнее она действовала. [...]
"Нужна кровь" (il faut du sang) - такая короткая деловая ремарка написана в "Мистерии Ветхого завета". "Нужна кровь", ибо только через страх, муки и жертвы можно укрепить веру. "
"...Патетические монологи, сцены чудес, назидательные беседы - все, что приходилось делать божественному семейству, пророкам и христианским праведникам, было пронизано глубоким религиозным воодушевлением: исполнители сами страстно верили в то, что они говорили. Их личный восторг становился главным нервом игры, преувеличенно страстной, близкой по своей религиозной выспренности к фанатическим церковным проповедям".[...]
"...на данном этапе драматическое искусство могло выделять основное содержание только посредством преувеличения внешних черт, усиления интонаций и укрупнения жестов. Внутреннее раскрытие характера было совершенно недоступно исполнителям мистерии; даже самые острые драматические коллизии не получали сколько-нибудь осмысленной психологической мотивировки".