Посмотрела вчера "Касабланку", и в комплект почитала про съёмки, актёров и т.п. Богарта с тогдашней женой называли "сражающиеся Богарты", так как жёнушка была как из нравоучительной сказки и они постоянно грызлись. Ещё она его ревновала к Бергман и он старался вообще с той не контачить вне съёмочной площадки. Бергман потом сказала что-то вроде "целоваться я с ним целовалась, но как человека совсем не знала", и поди его узнай в таких условиях. В результате трогательно смотрится её стремление как-то поладить с ним и понравиться прямо в кадре. Очаровательно улыбается, очень детская улыбка. Он же когда улыбается это смотрится героически. Как вес тягает.



Префект полиции прекрасен, особенно в последней сцене. Там у него какая-то чертова магия в глазах появляется, они с Богартом просто электрическую дугу образуют. Про начало прекрасной дружбы - верю сразу. А вот даму под конец только что не перепихивали из рук в руки - "возьми ты! нет, тебе нужней!".


Сюжет сметан на живую нитку, это понятно, но снято всё в 1942 году и от некоторых пассажей просто бровь приподнимается. Транзитные письма, по которым в тот момент никто бы никуда не уехал - бог с ними, но лидер чехословацкого сопротивления, уезжающий в Америку, чтоб оттуда продолжить борьбу с фашистами поражает в самое сердце. "После концлагеря человек обычно худеет" - героически улыбается Виктор Ласло, и если морда лица у него была ещё упитанней, тяжёлый труд на свежем воздухе ему явно не повредил. И большаая такая фигура умолчания на востоке. А тут все свистят в оплот свободы (куда ж ещё стремиться), ибо там счастье, а с Европой пусть разбирается Рик, благо они с префектом Рено остались. Все истоки мифологии о второй мировой на месте, и как роскошно это потом заколосится, аж вспоминать противно.

Но фильм прекрасный, не отнимешь.